Ася Репрева, специалист по маркетинговым коммуникациям и работе с сообществами, рассказывает о своем опыте сбора денег и как это повторить каждому.
День рождения — идеальный повод, чтобы организовать сбор средств, ведь в этот день людям будет приятно поддержать ваши идеи. Ещё в этот день те, с кем вы сто лет не общались, зайдут на вашу страницу в соцсетях, чтобы поздравить — спасибо функции, которая напоминает о днях рождениях друзей из ленты. Здорово использовать эту возможность, чтобы рассказать о сборе.
В большинстве людям приятно помогать и понимать, что они кому-то полезны, на что-то влияют и меняют чью-то жизнь. Ваша задача: оповестить их о такой возможности и рассказать алгоритм — как помочь и кому.
Как написать текст на страничке сбора
Если у вас какой-то повод, не обязательно День рождения, и вы хотите создать благотворительный сбор, то нужно правильно его оформить. Написать текст, чтобы люди поддержали ваш проект, добавить фото и рассказать о сборе друзьям. Правильное оформление текста и публикация поста влияет на успех события и сумму, которую получится собрать для фонда.
Текст начните с объяснения, почему вы решили сделать сбор и почему именно эту проблему вы выбрали. Можно упомянуть, что фонд точно честный и хороший, так как «Нужна помощь» его проверил. Текст могут прочитать люди, которые с вами лично не знакомы, поэтому предыстория и причины сбора очень важны.
Как найти, о чем писать? Подумайте, есть ли история, которая вас объединяет с выбранной проблемой? Возможно, в вашей жизни были какие-то факты, которые повлияли на решение создать сбор, а не устроить классический праздник? Почему-то же вы приняли такое решение. Не бойтесь быть чересчур искренними — ваши знакомые это оценят.
В тексте стоит указать, что поддержка любой суммой актуальна. Если люди жертвуют 20 рублей, это тоже помогает проекту. Это необходимо прописать, чтобы друзья не стеснялись отправлять столько, сколько могут. Есть те, кто не сможет поддержать сбор деньгами и для них стоит написать, что вы благодарны репосту, так как очень хотите информацию о сборе донести до максимального количества людей.
Советую написать черновик текста сначала в отдельном файле, чтобы было удобнее редактировать. Текст должен быть небольшим: до 3 000 знаков.
Что делать со своей страничкой в соцсетях накануне сбора
Чтобы ваши знакомые узнали о сборе, пост нужно опубликовать в ваших социальных сетях — ведь там есть возможность одновременно обратиться к множеству людей. Но предварительно ваш аккаунт стоит подготовить к такому посту.
Перед днем рождения или другим поводом стоит сделать пост на странице, который вовлечет людей и сделает страничку активной. Это нужно для того, чтобы алгоритмы социальных сетей Фейсбук, ВКонтакте или Инстаграм поняли, что вы интересны подписчикам и ваши посты стоит им показывать и в будущем. Алгоритмы работают так, что ваши посты показываются аудитории только в том случае, если они частенько их лайкают, комментируют и шерят. Если совсем нет идей, о чем сделать вовлекающий пост, то можно спросить у людей, какой день рождения в их жизни был самым запоминающимся; узнать какие самые необычные подарки они получали. Такой опрос точно вызовет множество комментариев и выполнит свою задачу.
Это стоит сделать с 9 до 11 утра либо вечером после 19, когда у людей есть свободное время и они активней всего в соцсетях. Еще опубликовать можно в 17 часов, потому что все устают на работе и скролят ленту.
Как писать сам текст в соцсетях
В начале поста важно написать, что сегодня день рождения. Так люди поймут, что этот текст важен для вас, и это будет поводом для них прочитать пост. Заголовок должен содержать повод события. Помимо заголовка можно сделать подзаголовок. Чтобы это было дополнительным объяснением, зачем люди будут читать пост дальше.
Текст начните с призыва, в середине — аргументация, почему для вас это важно. Текст может повторяться с тем, что вы подготовили для странички сбора на сайте, но в этом ничего страшного нет: написать два эмоциональных текста подряд сложно, а ваша задача сделать так, чтобы человек захотел поддержать вашу идею и перешел по ссылке. В тексте можно попросить о перепосте этого статуса или попросить поздравлять под текстом, чтобы алгоритмы соцсетей «видели» вовлеченность в публикацию на вашей страничке и чаще ее показывали людям.
Пост не должен быть большим и помещаться на экран телефона. Длинные трактаты в стиле Льва Толстого люди не читают, поэтому разбейте текст на абзацы для удобства. Лучше сделать абзацы разного размера, так человеку проще концентрироваться на тех, что поменьше. И в этих «поменьше» важно написать самую суть.
Ссылку на сбор оставьте в комментариях. Соцсети не любят, когда вы уводите аудиторию на сторонние площадки. И посты с ссылками чуть хуже показываются.
Что дальше
Когда сделали страницу сбора денег на Пользуясь случаем, то первое, что стоит сделать, закинуть самостоятельно первую сумму, чтобы сбор не был грустно-пустым.
Когда люди будут видеть, что сбор уже кто-то поддержал, то им станет проще пожертвовать деньги. Можно своим близким друзьям или родителям, кто точно поймет вашу задумку, первым скинуть ссылку, чтобы они поддержали до публикации ссылки.
Вот вы написали текст поста в соцсетях и запостили его в правильное время, у вас есть заголовок, призыв и ссылка. После публикации важно, чтобы в первые 30 минут под вашим постом появились какие-то комментарии. Так алгоритмы поймут, что ваш пост интересный и востребованный. Я бы посоветовала написать близким друзьям в личные сообщения и попросить прокомментировать пост. А еще, например, Фейсбук анализирует и глубину общения в посте, поэтому есть смысл на все комментарии и поздравления отвечать.
Важно: если на стенке будет ещё какой-то пост про день рождения, и вы опубликуете его раньше или позже поста со сбором, то люди переключатся на этот пост и не увидят информации о сборе. Поэтому важно: одна повестка — только один пост.
Когда повод пройдет, стоит в комментариях поблагодарить всех поддержавших: сообщить, сколько собрали и что ещё можно сделать, например, поддержать еще сбор, пока он не закрыт. Так вы охватите тех, кто ещё не видел пост.
Если кто-то вас поздравляет в личных сообщениях, переписке или других мессенджерах, не стесняйтесь вместе с благодарностью на поздравление скидывать ссылку на сбор и просьбу поддержать любой суммой. У вас задача в этот день — максимально использовать инфоповод в виде дня рождения для сбора денег. Те, кто с такими же жизненными ценностями как вы, с пониманием отнесутся к такому сообщению.
Комментарий фонда
Менеджер по волонтёрскому фандрайзингу